Наверх

"Аврора" ненастоящая?Что провожали на ремонт и где теперь подлинный крейсер?

"Аврора" 
ненастоящая?<span>Что провожали на   ремонт и где   теперь подлинный   крейсер? </span>
16+
Когда 21 сентября легендарный крейсер "Аврора" покинул место своей "вечной стоянки" и отправился на ремонт, мало кому из свидетелей этого эпохального события было известно, что по Неве идет муляж крейсера, а часть останков настоящей "Авроры" уже давно гниет в Финском заливе, другая же разграблена жителями близлежащих деревень

Бабр уже писал о том, как "Аврору" отправляли на ремонт. Это событие вызвало определенный резонанс в сети. Так, например на прошлой неделе на сайте РБК, появился интересный исторический очерк о судьбе "Авроры". По заверению автора, крейсер, ставший "иконой" революции и одним из символов Санкт-Петербурга, на самом деле имеет более глубокую и интересную историю, нежели те сухие факты, которые обычно подаются в школьных учебниках. Сегодня мы публикуем выдержки из этого материала, которые могут развенчать некоторые заблуждения.

"Аврора" 
ненастоящая?Фото: www.rbc.ru

«Аврора» была спущена на воду 11 мая 1900 года в присутствии царской семьи. Еще три года крейсер достраивался и проходил испытания. Потом «Аврора» успела походить по Балтике, Атлантике, Средиземному морю, так что к моменту начала русско-японской войны оказалась едва ли не лучшим боевым судном, построенным за последнее время.

Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал.

Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии. 

 

"Аврора" 
ненастоящая?Фото: www.rbc.ru

Узнав о длительной стоянке в столице, капитан первого ранга Михаил Никольский пришел в ужас. Вот что он написал в рапорте командованию: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».

Слова капитана оказались пророческими. До февраля 1917 года жесточайшей дисциплиной ему удавалось сдержать экипаж от разложения. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Понятно, что среди матросов зрело недовольство, и для взрыва недовольства требовалась лишь искра.

На «Аврору» привезли большую группу арестованных «агитаторов и подстрекателей». Среди матросов тут же поползли разговоры, что крейсер станет плавучей тюрьмой. Капитан потребовал немедленно перевести осужденных на берег. В тот момент, когда конвой вывел арестантов на палубу, экипаж вышел из подчинения и попытался освободить узников.

 
Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия. 
 
В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит.
 
Городские власти сразу же предложили подавить бунт силами казаков, но капитан Никольский отказался. И совершенно напрасно. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами, лентами и повязками. Сдерживать матросов офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Экипаж присоединился к демонстрантам.
 
Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, и, сорвав погоны, выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
"Аврора" 
ненастоящая?Фото: www.rbc.ru

Если отойти от мифов, созданных советской агитацией, роль крейсера в последующих событиях выглядит весьма туманно. Изначально он отошел от заводской пристани для того, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту. Его захватили и развели юнкера. Крейсер подошел к мосту в упор и его защитники разбежались. Корабельные электрики свели мост, и «Аврора» отошла к Английской набережной. Оттуда в 21.40 и прозвучал тот самый холостой выстрел.

«Иконой» и символом революции «Аврору» сделали гораздо позже – в эпоху развитого социализма. Тогда же, в 1917-м, крейсер рассматривался как самое обычное судно, притом старое и мало на что годное. Позже «Аврору» и вовсе планировалось… затопить на подступах к Кронштадту. Ожидалось нападение английской эскадры и героическое судно стало бы искусственной преградой. Ее для этих целей даже в залив несколько раз выводили.

Участия в Гражданской войне «Аврора» не принимала вовсе – практически весь экипаж ушел на сухопутные фронты. До 1923 года она без дела стояла у причала в Кронштадте, а затем вновь стала учебным кораблем.

Великая Отечественная прошлась по «Авроре» катком. Уже в июле 1941-го с крейсера сняли все пушки и сформировали батарею под названием «Аврора», которая погибла в боях с немецкими танками. Само судно, вооруженное единственной зениткой, обстреливалось как с воздуха, так и с суши, быстро пришло в полную негодность и, в конце концов, затонуло.

"Аврора" 
ненастоящая?Фото: www.rbc.ru
После войны поднять то, что осталось от героического крейсера революции, удалось лишь со второй попытки. «Аврора» оказалась на верфи, где ее перестроили под легендарный «Варяг» и отдали киностудии имени Горького для съемок одноименного фильма. То, что получилось в результате и встало на вечную стоянку к Нахимовскому училищу 17 ноября 1947 года.
 
Ничто, однако, не вечно под луной. К началу 1980-х годов нижняя часть корпуса «Авроры» попросту сгнила. Из трюма круглые сутки откачивали воду. Стало ясно, что до пафосного празднования 70-летия Октября крейсер не достоит. 18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную верфь. Тогда ее тоже провожали тысячи людей, высыпавших на набережные. Ленинградцы не знали, что видят подлинные останки крейсера революции в последний раз. По сути, на верфи началось строительство нового корабля. Оно обошлось государству в 35 млн руб. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел. 
 
Возник естественный вопрос: что же делать со старым корпусом. Уничтожить? В годы советской власти такое сочли бы идеологической диверсией. С трудом державшийся на плаву корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. До войны там строили базу для военных кораблей. В 1941 году, с наступлением немцев, ее взорвали, дабы не досталась врагу. К одному из побитых взрывами пирсов и встала «Аврора».
 
Сперва крейсер революции по-тихому грабили военные. Потом, с их полного согласия, местные жители, работники рыболовецкого совхоза «Балтика», кинули клич: «Мужики, айда «Аврору» резать!». Откликнулись многие. Вандалы не скрывают, что вывозили имущество грузовиками. Иллюминаторы, двери, кафель из душевых, листовая медь, металлические трапы. Последние выпиливали при помощи сварки. В какой-то момент сработала остававшаяся нетронутой система пожаротушения, и весь корабль залило пеной.
 
Конец подлинного крейсера оказался совершенно незавидным. Когда брать на борту стало нечего, остов решили наполнить камнями и, оттащив от берега, превратить в волнорез. Первая часть операции прошла успешно. Вторая – нет. В десятке метров от берега корпус завалился на бок и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы, и по сей день подвергается атакам стервятников. Зимой, когда залив замерзает, на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то и превратить в сувенир.
 
Источник: www.rbc.ru
Автор: Вера Полонская, 30 сентября 2014, 11:43

Вам понравится:

Бабр любит:

Рождественская
короткометражка
для H&M
Пересматриваю уже несколько раз!
Календарь Pirelli 2017

Актрисы от 28 до 71
без макияжа и фотошопа
Смешные комиксы,
которые поймут
только парочки
Плохой санта
Ну а кому понравится
сидеть на коленях
у бородатого старика?
Отец пытается
повторить
гимнастические
упражнения своей дочери
Она может им гордиться!
Парень троллит
знаменитостей
прямо на их фото
На фото со звездой
Медведи гризли
чешут спины о деревья
под зажигательный
саундтрек
Новогодний ролик
про лис, барсука,
ежа и пса на батуте
Подарки, которые полюбит каждый
Лучшие туристические
фотографии конкурса
Siena International
Photography Awards 2016
Как 89-летняя
русская бабушка
путешествует по
миру на свою пенсию
История о бабушке-
путешественнице,
у которой еще все впереди!
Фотографии, сделанные
за мгновение до трагедии
Больше, чем просто фото
Потрясающе красивое
видео про Арктику

Bubr.ru ответственно и с пониманием относится к защите авторских и смежных прав. Большая часть контента нашего сайта публикуется самими пользователями. Bubr.ru является площадкой для размещения их постов. Если вы являетесь правообладателем контента и нашли признаки незаконного его использования в материалах на Bubr.ru, просим вас незамедлительно сообщить об этом, кликнув по ссылке, администрация Bubr.ru оперативно примет необходимые меры.

Спасибо, я уже состою в группеЗакрыть окно